Земство и общечеловеческие ценностиЗемство и общечеловеческие ценности
главнаясодержаниегалереяавторылитератураотзывыпоискссылки

V ГЛАВА. РОЛЬ ЗЕМСТВА В РАСПРОСТРАНЕНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ (СЕЛЬСКАЯ ЗЕМСКАЯ ШКОЛА)

ЗЕМСКАЯ ШКОЛА

В ходе практической деятельности земских учреждений в области школьного строительства появилась новая форма начальной школы — земская. Она была рождена совместными усилиями земцев и сельских обществ в конце 70-х — начале 80-х годов 19 века.

В начальный период деятельности, когда Новгородское земство не имело возможности профинансировать школьное строительство даже в небольшом объеме, к этому делу были привлечены крестьянские общества, выражавшие большое желание обучать своих детей грамоте.

Губернское земство направляло учителей в школы, организованные крестьянами, обеспечивало их учебно-методической литературой. Крестьяне покупали или нанимали помещение, а с ним и земельный участок; обустраивали мебелью, обеспечивали освещение, отопление, охрану и ремонт школы. Родители учеников вносили определенную плату на зарплату учителя.

ТАБЛИЦА 1. Рост числа начальных народных школ (1873 – 1884 гг.)
Название уездов 1873 г.
Всего школ
1884 г.
Всего школ
1884 г.
Из них земских
1884 г.
Удельный вес земских школ
1Новгородский60685580,9%
2Старорусский26342882,4%
3Крестецкий22333193,9%
4Демянский25261765,4%
5Валдайский- 361336,1%
6Боровичский24392871,8%
7Тихвинский22322681,3%
8Устюженский25342985,3%
9Череповецкий30756485,3%
10Кирилловский20463576,1%
11Белозерский17402357,5%
Итого:27146334975,4%

К середине 80-х годов XIX века в школьном строительстве четко определились три основные формы начального народного образования, работавших среди крестьян. Это министерское “образцовое” начальное народное училище, земская и церковноприходская школы. Данные таблицы № 1 показывают, что крестьяне Новгородской губернии, за исключением Валдайского уезда, поддерживали деятельность земцев в области образования, а не Министерство народного просвещения и не епархиального ведомства. В чем же состояла привлекательность земской школы, на долю которой приходилось 78,9% от всех существовавших сельских начальных школ в губернии?

Во-первых. Крестьяне не только несли расходы по содержанию школы, но и имели возможность принимать активное участие в ее жизнедеятельности, что не допускалось в других типах школ. Родители учеников могли попросить земскую управу сменить недобросовестного учителя. Можно было скорректировать сроки учебного года сообразно с проводимыми сельхозработами, в которых дети принимали большое участие. В земской школе учебный год охватывал три зимы, поэтому в народе ее прозвали “трехзимкой”. В “образцовом” училище сроки учебного года были строго определенными, нарушение которых не допускалось.

Так, в селе Локотском Крестецкого уезда сельское общество наняло для учеников просторный дом, обеспечило освещением и отоплением. Уездное земство направило сюда выпускницу Николаевской женской гимназии, Александру Михайловну Бурнову. Оно же оплачивало труд педагога, обеспечивало школу учебниками и другой литературой. При школе были потомственные попечители: крестьянин этого села Василий Самсонов, а затем его сын, купец Василий Васильевич Самсонов, которые помогали в обустройстве учебного заведения. Сами уездные земства занимались исследованием мнений сельских обществ с помощью членов училищных советов, учителей и стремились идти навстречу пожеланиям крестьян в деле распространения просвещения. В целом же крестьяне своим участием в школьной жизни приближали школу к потребностям русской деревни, а земства делали ее привычным и обязательным атрибутом крестьянской жизни.

Во-вторых. Земская школа давала качественное образование, и ее выпускники могли продолжить обучение в средних и средне-профессиональных учебных заведениях. Особенно популярны были городские 2-х классные училища и учительские школы. Для мальчиков, получивших свидетельство об окончании начальной школы, сокращался срок военной службы на два года.

Рабочий день земского учителя был ненормированным: ведь 64% учителей жили при школах, а значит, вынуждены были опекать остающихся в интернате школьников из дальних селений. Да и все деревенские ученики засиживались в школе допоздна. Поэтому учитель старался не только обучить детей чтению, письму и четырем арифметическим действиям, но и дать знания по отечественной истории и литературе, из области естествознания. Весной и осенью ученики работали на пришкольных участках, изучая садоводство и огородничество.

В начале 1900-х годов Новгородское губернское земство провело социальный опрос среди сельских жителей, на основе которого был составлен сборник “Содержание начальных (сельских) школ и отношение населения к школе”. На первое место в деле школьного строительства крестьяне поставили улучшение качества образования за счет увеличения сроков обучения школьников с 3-х до 4-х лет. Родители учащихся просили связать программы начальной и средней школ, а также дополнить курс обучения занятиями по ремеслу. Эти требования учитывались земскими учреждениями при подготовке и переподготовке учительских кадров.

В-третьих. “Трехзимка” привлекала своими методами обучения, которые носили развивающий и познавательный характер. Земские учителя знакомились с новой методикой прогрессивных русских педагогов, таких как Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков, К. Д. Ушинский на курсах повышения квалификации в Новгороде и Павловске.

Земцы старались защитить воспитанников своих школ и с самого начала своей работы ходатайствовали об освобождении выпускников сельских училищ от телесных наказаний. “Позорное наказание не согласуется с ближайшими задачами начальной школы - поднять религиозно-нравственное и умственное развитие населения”, — отмечалось в постановлении Новгородского губернского земского собрания при рассмотрении вопроса о введении всеобщего начального обучения.

Земская школа была открыта как для мальчиков, так и для девочек. В других начальных училищах делали акцент на раздельное образование, что затрудняло вовлечение девочек в процесс образования. С ростом земских школ увеличивается и число учащихся девочек, в 1914/1915 учебном году они составляли 60,1% от всех учеников, тогда как в 1884/1885 учебном году только 18%.

Земская школа была самой дешевой из светских начальных училищ. Земцы стремились, как можно раньше, освободить сельские общества от затрат на образование, сделать начальную школу доступной, бесплатной. С середины 80-х годов XIX века новгородские уездные земства уже полностью оплачивали труд учителя. В течение осуществления проекта введения всеобщего начального образования доля участия сельских обществ в содержании земских школ снизилась с 12,3% в 1897 году до 2.6% в 1910 году. Плату за обучения сняли в 1908 году.

Земская школа стала популярной у крестьян, поскольку приходила в самые отдаленные уголки губернии. Казенное обучение строилось на основе школ-интернатов, расположенных в больших селениях. Природно-климатические условия Северо-Запада России создавали определенные трудности в школьном строительстве. Длительная, снежная зима, разливы рек, бездорожье становились барьером на пути к школе для детей отдаленных селений. При обсуждении проекта о введении всеобщего начального образования Новгородское земство планировало создавать школы-интернаты. Но практика показала, что ученики предпочитали жить в семьях и оставались в ночлежных приютах в силу крайней необходимости. Это обстоятельство заставило земцев продвигать земскую школу к населению, в самые отдаленные уголки Новгородской губернии.

назадвверхдальше
© Дизайн. Олег Морозов, 1999